Новое в ЕГЭ-2015 по русскому языку

Как известно, ЕГЭ по русскому языку в 2014-1015 учебном году претерпел значительные изменения. Большая часть изменений коснулась именно структуры экзамена.

Во-первых, пропало традиционное деление заданий на тестовые задания части А (задания с одним правильным ответом из четырех данных), задания с самостоятельным выбором ответа части В и одного задания повышенной сложности части С. В этом году все задания экзамена делятся на две части и идут под порядковыми номерами от 1 до 25. Задания части 1 (1-24) соответствуют заданиям части В экзаменационных тестов предыдущих лет, а задание 25, соответственно, является сочинением-рассуждением части С.

О чем это говорит? В первую очередь о том, что задания стали немного сложнее. Раньше основная масса заданий приходилась на тестовую часть, где ученик имел на выбор четыре варианта ответа, лишь один из которых был правильным, а значит, имел какой-то шанс угадать верный вариант или же вычислить его логическим путем. Теперь же экзаменационный тест предлагает задания, к которым дано не менее пяти вариантов ответа, причем правильными могут быть сразу несколько из них. А это значит, что найти ответ «методом тыка» в этом тесте практически невозможно.

Есть задания и другого типа – требующие найти среди всех вариантов один неправильный и выписать его в экзаменационный бланк в исправленном виде или же выписать слова со вставкой букв. Конечно, для выпускника, который хорошо ориентируется в нужном для экзамена массиве правил русского языка, видит и умеет исправлять речевые ошибки или ошибки, связанные с употреблением паронимов, сложности эти задания не представляют. Но вот для откровенно «слабых» учеников эти задания очень сложны: даже сориентировавшись в том, какой из вариантов является неправильным, они вряд ли смогут подобрать и записать верный вариант.

Объем проверяемых правил и тем остался практически неизменным: в частности, добавилась работа со словарными статьями и подробный анализ грамматических ошибок, но и исчезла проверка понимания таких сложных тем, как типы подчинения придаточных или способы связи слов в словосочетании.

Отдельно стоит упомянуть еще одно нововведение – итоговое сочинение для 11 классов, которое выпускники будут писать уже 3 декабря. Проводимое в качестве зачета, оно станет своеобразным индикатором подготовки ученика к самому экзамену. Сочинение это во многом подобно тому, которое школьники пишут на ЕГЭ по русскому языку, но не имеет насколько жесткой структуры. Насколько же оправдано введение этой новой формы проверки знаний – покажет время.